Проверки в ресторане. Неочевидные способы уменьшить штраф
Возьмем последние 10 проверок, которые проходили у моих клиентов. Итог такой. На 3 проверках госорган нарушал процедуру, 7 штрафов суд уменьшил в половину, в 3 случаях освободил ресторан от ответственности.
Штрафы отменяют за грубые нарушения правил проведения проверки. И могут снизить, если рассказать суду о шестерых детях директора и социально значимой работе заведения. Желательно правду.
Читайте в статье
Когда ждать проверку
В первые 3 года работы ресторан проверяют в основном по жалобам. Потом начинаются плановые проверки. Первыми в план проверки попадут собственники зданий, владельцы газовых котельных, те, на кого много жаловались. Но есть исключения, рассказали о них в таблице.
По нашим оценкам регулярность проверок следующая.
Период работы заведения | Наиболее вероятные проверки |
---|---|
Первое полугодие | Госпожнадзор, если вы собственник здания. Выдающий алкогольную лицензию орган, если оформляете лицензию. |
Второе полугодие | Водоканал, если у вас с ним договор на прием стоков. |
Второй год работы | Представители правообладателей авторских прав на музыку (РАО, ВОИС). Чем крупнее для города заведение, тем больше вероятность проверки. |
Первые 3 года работы | Любой госорган по жалобам недовольных. Чаще всего Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Прокуратура. |
Старше 3 лет | Любой госорган, который включил ресторан в план проверок. |
Виды проверок
Налоговая и все остальные
Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Инспекция труда, Госпожнадзор работают по правилам закона ФЗ-294 от 26.12.08. Об этих проверках тут и рассказываем.
Проверки налоговой инспекции проходят по налоговому кодексу. Здесь их не упоминаем. Будет другая статья.
Проверки по плану и без
- Планово проверяют раз в 3 года.
Узнать о проверке можно в декабре предшествующего года, на сайте Генеральной прокуратуры в Сервисе поиска или в Едином реестре проверок. До конца 2020 плановые проверки приостановлены.
На них проверяют всю деятельность заведения в пределах полномочий проверяющего. Инспектор труда оценит трудовые договоры, а сроки годности продукции не заметит. Это полномочия Роспотребнадзора. О других полномочиях госорганов и распространенных нарушениях Ресторана. - Внепланово проверяют в любой момент.
Проверяющие придут в связи с жалобой, репортажем СМИ или для проверки ранее выявленных нарушений.
Проверяют только конкретную сферу нарушений. По жалобе на качество мясного салата не проверяют накладные на рыбу. Если на предыдущей проверке нашли ошибку в трудовых договорах, то повторно посмотрят договоры. На инструктажи по охране труда внимания не обратят.
Документарные и выездные
Бывают плановые и внеплановые.
- Документарные проверки проводят по документам.
Госорганы в заведение не приезжают, направляют запрос. Ресторан обязан предоставить копии документов не позже 10 рабочих дней с момента получения письменного запроса. Если не успеет в срок, то директора оштрафуют на 2-4 тысячи рублей. - Выездные проверки проходят на территории ресторана.
Проверяющие осматривают помещения, холодильники, делают фото, берут пробы блюд на анализ, смотрят медкнижки и уголок потребителя.
Этапы проверки — как должно быть и на чем прокалываются проверяющие
Госорганы проверяют по правилам. Законом установлены формы документов о начале, завершении проверки, сроки их вручения, общий срок проверки.
Если контролеры забудут показать удостоверения, то результат проверки не отменят. Но при грубых ошибках проверяющих ответственности можно избежать:
- директора поздно уведомили о проверке;
- не было оснований для ее проведения;
- проверяют дольше 20 рабочих дней;
- требуют документы, не относящиеся к предмету проверки;
- не вручили акт о результатах проверки.
Начало проверки
Проверяющие обязаны уведомить о проверке, передать заведению Распоряжение (приказ) о начале ее проведения. Срок уведомления зависит от вида проверки:
- за 3 рабочих дня до начала плановой проверки;
- за сутки до внеплановой проверки;
- за секунду до начала, если проверяют жалобу о вреде жизни и здоровью.
Приказ вручают под подпись директору, направляют заказным письмом по юридическому адресу из ЕГРЮЛ или на электронную почту. Электронку возьмут ту, которую вы указывали в налоговой при создании фирмы, смене директора. Или письменно сообщали этому госоргану как адрес для связи.
На выездной проверке контролеры должны показать свои удостоверения. Если фамилий проверяющих нет в приказе, то их можно не пускать в ресторан.
Госорганы не имеют право проверять больше, чем входит в предмет проверки. Не должны штрафовать за нарушения, которые не имели право искать. Что конкретно пришли проверять и кто разрешил проверку, написано в пунктах 6, 7, 10, 11 Приказа.
Типовые ошибки | На что сослаться в жалобе |
---|---|
Поздно уведомили о начале проверки. |
|
Направили Приказ по электронному адресу сотрудника ресторана, значит не уведомили о проверке. |
|
Нет оснований для проведения проверки. Прокуратура не разрешала внеплановую проверку в 2020. |
|
Как долго могут проверять
Максимальный срок одной проверки 20 рабочих дней.
Для плановых проверок есть дополнительные ограничения:
- Проводят раз в 3 года, чаще нельзя.
- Максимум 50 часов в год проверяют малые предприятия (до 100 работников).
- Не больше 15 часов в год проверяют микропредприятия (до 15 сотрудников).
Типовые ошибки | На что сослаться в жалобе |
---|---|
Госорган проводит плановые проверки чаще, чем раз в 3 года. |
|
Малое или микропредприятие проверяют дольше 50 или 15 часов в год. |
|
Завершение проверки
Найденные нарушения описывают в Акте проверки. Если в акте нарушение не указали, то за него нельзя штрафовать.
Акт составляют в последний день проверки или через 3 дня, если назначалась экспертиза. И сразу вручают под роспись руководителю. При отказе от получения направят почтой в адрес фирмы.
У ресторана есть 15 дней, чтобы выразить несогласие с актом и предоставить проверяющим пояснения, дополнительные документы.
На основании акта издают Предписание об устранении выявленного нарушения и Постановление о возбуждении дела или отказ в возбуждении.
Возбудив дело, госорган или суд выносит Постановление о привлечении к ответственности (отказе в привлечении). Кто издает постановление, зависит от состава правонарушения.
Типовые ошибки | На что сослаться в жалобе |
---|---|
Не передан Акт о результатах проверки. |
|
О чем писать в жалобе
Постановление о привлечении к ответственности обжалуют вышестоящему должностному лицу или в суд по месту совершения правонарушения. Обычно это адрес ресторана.
На подачу жалобы есть 10 дней. Потом Постановление вступит в силу.
Можно обжаловать поэтапно. Если подать жалобу одновременно и госоргану, и суду, то будет рассматривать только суд.
Чтобы уменьшить штраф, просите в жалобе на Постановление о замене штрафа на предупреждение. Укажите смягчающие обстоятельства и подтвердите документами:
- Организация — субъект малого и среднего предпринимательства.
Приложите выписку из реестра МСП. - Организация или директор, в отношении которого составлено Постановление, ранее к административной ответственности не привлекался.
- Правонарушение не создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
- У заведения сложное финансовое положение.
Подтверждайте балансом, оборотно-сальдовыми ведомостями, кредитными договорами, договорами с бюджетными организациями и любыми иными документами, из которых усматривается трудная финансовая ситуация, большая задолженность. - Ресторан добровольно устранил последствия правонарушения.
Опишите, что сделали и составьте документы в подтверждение. Акт об уничтожении в присутствии проверяющих просроченной продукции. Фотографии установленных поддонов под мясо в холодильных шкафах. В день проверки оформите медосмотр и медкнижки работникам. - Предприятие возместило причиненный ущерб.
Если проверка проводилась по жалобе гражданина, то смягчающим обстоятельством будет его письменное заявление об отсутствии претензий к заведению. - Ресторан осуществляет социально значимую деятельность.
Подтвердите это договорами о благотворительности, договорами с бюджетными социальными организациями, благодарственными письмами.
Чтобы не штрафовали, просите об освобождении от административной ответственности и устном замечании. Обоснуйте просьбу малозначительностью правонарушения, его несущественностью. Пишите в жалобе о незначительном характере правонарушения, маленьком вреде и отсутствии негативных последствий.
О распространенных нарушениях, которые находят проверяющие в Ресторанах, читайте в статье.
Многие думают, что «отбившись» от штрафов, можно оставить все как есть и ничего не менять. Но это не всегда верно. Просроченное мясо и подпольный алкоголь вызывают отравления. Чтобы не портить репутацию заведения, автоматизируйте контроль сроков годности всех продуктов на складе. Проверяйте в ЕГАИС легальность марок на коньяке с помощью камеры обычного телефона.